Вода в Байкале настолько чистая и прозрачная, что в солнечную погоду можно в деталях рассмотреть поверхность дна на глубине до 40 метров. Кристально ясным на озере видится вообще всё – без искажений и без пелены иллюзий. Стоит ли испытывать здесь, да ещё и сибирскими морозами, электрический Porsche Taycan? Конечно, да.
Зимой замёрзший Байкал, самое глубокое озеро на Земле и самое большое по площади пресноводное озеро Евразии, становится главной точкой притяжения всех, кто знает, для чего природа на самом деле придумала и создает лёд. Во-первых, чтобы по нему кататься – на коньках, айсбордах, кайтах, велосипедах, аэролодках и, конечно, на автомобилях. Во-вторых, чтобы его фотографировать – в идеале все пятьдесят местных разновидностей, но как пойдёт. По-всякому тут может быть из-за снегопадов, ветров или их отсутствия. И пусть нет ничего страшнее, чем встреча с сармой, ветром, дующим поперек озера со скоростью до 40 м/с и ураганными порывами, именно он расчищает участки Байкала от сугробов, обнажая его зеркально-гладкую и абсолютно прозрачную ледяную поверхность. Толщина льда по акватории колеблется от 70 сантиметров до 2 метров, но в ясную погоду взгляд уходит гораздо глубже, на многие метры вниз – скользит по переливающимся серебром трещинам, перепрыгивает с одного метанового пузыря на другой, лавирует между стройными рядами «капель» кислорода, танцует на маленьких льдинках, разбитых штормом в ноябре и скованных морозом вновь в декабре, различает десятки оттенков лазури, изумрудного, голубого и стального, которые кружатся в ослепительном вихре, искря и переливаясь. Картинка меняется каждое мгновение – палец нажимает на фотоаппарате кнопку спуска каждую секунду.
Из-за своих гигантских размеров – площадь водной поверхности — 31 722 км², огромной глубины, достигающей 1642 м, и невообразимого объёма воды в 23 615,39 км³ – Байкал замерзает очень долго. В декабре ещё бушуют штормы, и лёд обычно встаёт лишь с середины января, а в апреле начинает таять возле южного берега. Гарантированно попасть на лёд Байкала можно в феврале и марте, но рассчитывать на хорошую погоду стоит только в марте. В начале весны солнце светит всё чаще, лютые морозы идут на спад, воздух теплеет до -20 ℃. Идеальный момент, чтобы выяснить, чего стоит литий-ионная батарея Porsche Taycan, как считать километры запаса хода, если колеса находятся в постоянном скольжении, и какие ощущения от управления в реальности даёт автомобиль, наделённый низким центром тяжести и близким к безупречному распределением масс.
Для этого был организован Taycan Baikal Tour – невероятное по сложности и масштабу мероприятие длиной почти в месяц, организованное Porsche Russland. За подготовку ездовой части отвечала команда Porsche Experience Center. Ледовая трасса была проложена в бухте Ая, в юго-западной части Байкала, неподалеку от Ольхона, самого большого и известного острова на озере. Пришлось чуть отдалиться от берега, поскольку возле него раскинулось заколдованное царство торосов – одной из самых эффектных разновидностей здешнего льда. Бескрайнее поле из обломков прозрачного стекла, будто осыпавшегося с небесного купола и воткнувшегося в землю, выглядит таинственно и завораживающе. Этот непроходимый частокол осколков, ослепительно сверкающих на солнце, переливающихся розовым и золотом на рассвете, синим и серебром на закате, образуется благодаря колебанию температуры и сужению и расширению трещин в толще льда. Дорога, прорубленная сквозь торосы для проезда электрокаров Porsche, похожа скорее на загадочный путь в какой-то неизведанный сказочный мир, нежели на отрезок маршрута, у которого есть точные координаты, а у его фантастических декораций – научные объяснения. Вновь вспоминать физику, пусть и другие её законы, придётся уже очень скоро.
Ледовая трасса для зимнего испытания Taycan была выстроена в стиле «джимханы». Пять упражнений с двумя связками проходятся в почти непрерывном дрифте: змейка проезжается в скольжении вокруг каждого из пяти конусов, затем широкие 360 вокруг бочки, два разворота на месте со сменой направления движения, чудовищно скользкий перекат направо (выиграть секунды тут также легко, как и потерять машину), коварная S-ка (вот бы зацепиться колесами внутри поворотов за снег, но его нет), три петли одна в другой – от маленькой до огромной – и, наконец, своего рода тройная «восьмёрка». Без дополнительных спецэффектов, как в знаменитых «джимханах» Кена Блока – рыбы не выпрыгивают из одной лунки в другую, перелетая через едущую машину, в бочке не горит огонь и не варится уха, но зачем это нужно, когда декоратором сцены выступает сам Байкал.
Самое сильное ощущение из тех, что Porsche Taycan дает на льду водителям, впервые севшим за руль этого электрокара, парадоксально. Ты помнишь про инновационность, прогрессивность, революционность, но тебе кажется, что ты ездил на этом автомобиле всю жизнь, уже управлял им во всевозможных условиях, знаком со всеми особенностями его поведения, уверен в его реакциях и вообще в нём. Это чувство моментального и безошибочного узнавания сродни тому, которое возникает при первой встрече с близким по духу незнакомцем. Оно комфортное и многообещающее. Но в данном случае следом встаёт неотвратимый вопрос: «А как автомобили вообще могут быть другими?». Как мы могли ездить на том, что загрязняет атмосферу, шумит, вибрирует, не даёт пиковую мощность постоянно, клюёт носом, кренится в поворотах, срывается под сброс газа, постоянно требует ТО и так далее и тому подобное? Просто представьте себе, что колесо всегда было квадратным, и внезапно его сделали круглым. Вот и Taycan кажется единственно логичным, самым естественным и гармоничным автомобилем из когда-либо созданных, эталоном – если коротко и по существу.
Солнце достигает зенита, и лучи под прямым углом пронизывают лёд, делая его ярко-лазурным. На площадке «джимханы» его поверхность, зеркально-гладкая утром, уже изрядно отшлифована шипами широких шин и позволяет вовремя исправлять хотя бы мелкие ошибки в вождении. Но ни менее скользкий лед, ни достижение полного взаимопонимания с одной из самых сбалансированных моделей в ряду Porsche вовсе не означает, что законы физики автоматически упразднены. Скажем, Taycan Turbo, мощностью 500 кВт/680 л.с., улетает в сугроб точно так же, как любой другой автомобиль, который реагирует на газ быстрее, чем его водитель работает рулём. А какие эффектные и красивые «брызги» снега летят из-под задних колёс, срезающих сугробы по внешним сторонам площадки! Но что для фотографа красивый кадр, для секундомера – лишнее время. Где-то к полудню эмоции достигают своего пика, и базовые принципы драматургии требуют, чтобы в этот момент наступила кульминация. Природа готова содействовать в создании напряжения.
Землетрясения на Байкале случаются до ста раз в году, и сейчас произошло очередное. Начинается оно пронзительным звоном хрусталя – это трясутся и ударяются друг о друга кусочки льда, и заканчивается мощным грохотом и треском – это появилась новая становая трещина, длина которой может достигать более 20 км, а ширина — до четырёх метров. Благодаря ей открывается доступ кислорода в воду, необходимый для поддержания жизни многочисленных обитателей озера, но мысли сейчас не о них. Полностью электрический автомобиль вот-вот должен либо вступить в открытое противостояние с машинами с ДВС, либо дальнейший сюжет будет развиваться вокруг личной истории Porsche Taycan. Придётся забежать вперед и признать, что напрашивающийся сам собой вопрос «электричество или ДВС?» ждёт открытый финал: ответ у каждого участника и зрителя будет свой. Остаётся искать развития сюжетной линии в полу электрокара.
Высокоэффективная батарея Plus обеспечивает Porsche Taycan запас хода в смешанном цикле (WLTP) до 484 км. Время зарядки постоянным током (DC) с максимальной мощностью (от 5 до 80% заряда) составляет 22,5 минут. Кажется, все эти выдающиеся результаты достигаются, например, в Южной Калифорнии в +20 ℃ – уж точно не в Восточной Сибири в -20 ℃. Но и тут с точки зрения сюжета уготован скоропалительный финал вместо долгой увлекательной кульминации: Taycan прекрасно, без каких-либо особенностей работает в условиях мороза. За три-четыре часа движения по байкальской ледяной трассе его батарея разряжается в среднем наполовину. С одометром, по понятным причинам, сверяться смысла нет, но сравнить с баком 911-го можно – он за это время пустеет тоже примерно наполовину. Добавить к этому нечего. В рамках рискованного и непредсказуемого Taycan Baikal Tour могло произойти что угодно, но случилось лишь одно – невероятная и незабываемая встреча чуда природы с инженерным чудом.
ООО «ПОРШЕ РУССЛАНД» - 100% дочернее предприятие Porsche, официально основанное 7 августа 2003 года, является в России эксклюзивным импортером Porsche 918 Spyder, спорткаров 911, Boxster и Cayman, спортивных внедорожников Macan и Cayenne, Panamera, а также электрокара Taycan. Основной деятельностью компании является импорт автомобилей Porsche, запасных частей, аксессуаров и их дальнейшая дистрибуция среди дилерских центров Российской Федерации. На сегодняшний день (апрель 2021) дилерская сеть ООО «ПОРШЕ РУССЛАНД» состоит из 25 полноформатных дилерских центров и одного сервисного центра.